Реклама на ПКФоруме тел.: +7 987 751-1-777 (МТС)

Автор Тема: Как жили и разговаривали в СССР  (Прочитано 492 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vatcek

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 5813
  • Карма: +304/-11
  • Пол: Мужской
    • Награды
Re: Как жили и разговаривали в СССР
« Ответ #25 : 09:13, 20 Февраля, 2020 »
Почему? Отшельник нам на конкретном примере показал как во времена СССР жили и рассуждали правозащитники. К чему привела их деятельность в декабре 1991 года все знают...

Пожалуй Вы правы.
Не смотрите что я плохо одет, очень худ и давно не брит.  Зато я хорошо воспитан.
 Я почему-то думаю, что другие тоже думают.

Оффлайн Отшельник

  • Коренной камчадал
  • ****
  • Сообщений: 2830
  • Карма: +428/-8
  • Пол: Мужской
    • Награды
Re: Как жили и разговаривали в СССР
« Ответ #26 : 01:39, 26 Февраля, 2020 »
По теме вышла очень интересная книга:
Лейбов Роман Григорьевич, Ступакова Елена "Господь! Прости Советскому Союзу!". ОГИ,  2020.

Авторы скрупулезно разбирают строки поэмы Тимура Кибирова "Сквозь прощальные слезы" (1987).
Об этой поэме, к сожалению, я узнал совсем недавно когда на одном из квартирников услышал песню на фрагмент поэмы в бардовском стиле. Было очень здорово!

Далее фрагменты из книги:

Пиночет. Голубые гитары.
Озирая родную дыру,
я стою, избежав семинара,
у пивного ларька поутру.


Вокально-инструментальный ансамбль «Голубые гитары» (в названии подразумевались не столько восточногерманские гитары голубого цвета с перламутровым оттенком, сколько общая «романтичность» голубого цвета) был создан при Москонцерте в 1969 году и наконец прекратил свое существование в начале 1990-х гг. Он тоже может считаться своеобразным символом советских 1970-х, когда коммерческое подражание Западу повсеместно сочеталось с ритуальными проклятиями в его адрес и показным патриотизмом (именно в это время родился афоризм, который пародийно переосмысливал старое пропагандистское клише: «Запад, конечно, загнивает, но как же хорошо пахнет»). Мотивы песен «Голубых гитар» и подобных им групп беззастенчиво, хотя иногда и талантливо имитировали западные рок- и поп-образцы (прежде всего, «Битлз»), однако в репертуар таких ВИА в обязательном порядке входили не только слащавые баллады о любви, но и выдержанные в духе комсомольской романтики песни об отчизне, например написанная на музыку основателя «Голубых гитар» И. Гранова песня «Родина»

Пивные ларьки — еще одна узнаваемая примета городского советского пространства. Пиво в них продавалось на разлив и чаще всего выпивалось тут же, а покупатель сразу же вставал в очередь за следующей кружкой. Столики и стойки рядом с ларьками имелись далеко не всегда, а разливалось пиво даже в стеклянные банки и (позднее) в целлофановые пакеты. Временная отнесенность действия в комментируемом фрагменте неслучайна: пиво действительно часто пили с утра, потому что к вечеру оно просто могло закончиться. В стихотворении «О доблести, о подвигах, о славе...» (1988) Кибиров пишет: «...о юности, о выпитом портвейне, / да, о портвейне, о пивных ларьках, / исчезнувших, как исчезает память, / как все, клубясь, идет в небытие».

И «Союз — Аполлон» проплывает
над черпацкой пилоткой моей


Совместный советско-американский полет космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон», их стыковка на орбите и «космическое рукопожатие» командиров кораблей Алексея Леонова и Томаса Стаффорда (15—19 июля 1975 года) стали апофеозом политики разрядки и наглядным результатом возможности продуктивного сотрудничества СССР с флагманом мирового империализма. Кибиров, однако, прочитывает это событие в рамках принятой в то время повсеместно концепции «игры с нулевой суммой» как признак капитуляции советского проекта, иронически сопрягая космическое и личное, высокое и низкое.

Два года действительной службы в советской армии делились на четыре периода («духи», «слоны», «черпаки» и «деды»). «Черпаками» называли солдат, переваливших середину армейского срока, но еще не достигших статуса «дедов». «До „перевода в черпаки“ солдату запрещается производить какие-либо манипуляции с пилоткой. После перевода в первый же день (а то и в ту же ночь) неофиты отрывают дерматиновую ленту, пришитую по периметру внутренней части пилотки, разглаживают, вытягивая внешние клапаны так, чтобы они смыкались над внутренней частью. В некоторых частях звездочка на пилотке инициированных становится знаком времени: ее поворот на 180 градусов свидетельствует о том, что ее хозяин прослужил половину срока, т. е. с течением времени ее вращают по часовой стрелке. Таким образом, у некоторых ортодоксальных дедов звездочка всегда повернута на „без четверти полночь“. Пилотку, как и прочие головные уборы, уже разрешается носить лихо заломив на затылок или опустив на самые глаза. Тем дедам и черпакам, кто наиболее остро воспринимает время, свойственно надевать пилотку задом наперед или поперек головы. Так делают не всегда, поскольку это все-таки и неудобно, и некрасиво, но, как правило, в моменты применения доминантного статуса при „работе с личным составом“» (Банников, К. Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии. М., 2002.).

Предупреждение: ссылки предоставляются на платной основе!

 



Данный форум не является СМИ в соответствии с Законом №2124-1.